Есть ли пределы физическому совершенству? Разные люди по разному отвечают на этот вопрос. Одни авторы – пессимистичны; многие спортивные авторитеты утверждают: “нынешние мировые рекорды - действительно высшие мировые достижения для всех времен и народов”. Почему? Потому что человек подошел к своему биологическому пределу. При установлении рекордов нагрузки на кости, мышцы, суставы настолько велики, что дальнейшее их увеличение просто невозможно. Организм не выдержит. Американский биохимик и биомеханик Гидеон Эриел, занимающийся изучением резервных возможностей человека, вычислил предел в беге на 100 метров для мужчин - 9,60 секунды. Большей скорости мышцы, ткани и кости человека не выдержат - разорвутся от напряжения. В прыжках в длину предельная граница пролегает на отметке 896 сантиметров Таким образом, рекорд Боба Бимона - 890 сантиметров, можно сказать, является приграничным. Заложенная в компьютер килограмма рекордной попытки Бимона признана машиной почти идеальной, а нагрузка на тазобедренный сустав в момент толчка 700 килограммов - почти критической, большей нагрузки мышцы, связки, суставы могли просто не выдержать. Однако, идея того, что нынешнее поколение уже подошло к пределу возможностей человеческого организма не нова. Подобная идея высказывалась не однократно специалистами почти в каждом прошедшем поколении. Особенно часто предел связывался с существованием некого рубежа, преодолеть который человеку невозможно. Еще древние греки считали лучшие рекорды своих Олимпиад запредельными, и полагали, что никому не дано их превзойти. Сегодня же большинство древнегреческих рекордов для нас – норма мастера спорта. Тоже было и в другие эпохи. Например, в тяжелой атлетике в начале века такой недостижимой магической цифрой было "400 кг". Специалисты, зрители и сами спортсмены все чаще высказывали мнение, что атлеты подошли к пределу возможного. Проходили годы, десятилетия, а рубеж в 400 кг оставался недостижимым. В 1928 г. на 9 олимпийских играх в Амстердаме 110 -килограммовый богатырь Йозев Штрассбергер устанавливает в сумме троеборья ошеломляющий мировой рекорд, но и это - только 372,5 кг. Прошло еще целых 7 лет, пока Йосиф Мангер поднял в троеборье 402,5 кг. Сам Мангер весил 145 кг, и все современники единодушно решили, что он подошел к пределу возможного. После этого прошло еще много лет, совершенствовались методики, но еще долго результат в 400 кг. оставался гроссмейстерским рубежом. Но вот в 1955 году 170-килограммовый Пауль Андерсон показал результат, которому завороженные магической цифрой современники отказывались верить - 512 кг. Его называли самым выдающимся спортсменом всех времен и народов. И ни у кого из современников не возникало сомнения, что 512,5 кг и есть тот окончательный предел человеческих возможностей, который останется недостигаемой вершиной. Сам чемпион рассказывал журналистам, что он завтракает "яичницей из 30 яиц, выпивает за раз 5 л. молока и может съесть 20 бифштексов”. Действительно, предел возможностей человека. Однако, через 5 лет на Олимпийских играх в Риме (1960г) стройный высокий атлет, весивший почти в полтора раза меньше Андерсона, поднял 537,5 кг. Это был русский спортсмен Юрий Власов, который питался как все обычные люди. Тогда Власову задали вопрос: “ Сколько, по вашему мнению, сможет набрать самый выдающийся атлет в очень, очень далеком будущем?" Он назвал цифру, многим показавшуюся нереальной - 600 - 630 кг. А в 1972 году Василий Алексеев преодолел уже 600-килограммовый рубеж - 640 кг. Итак, спортивные авторитеты называют то один, то другой рекорд - пределом возможностей человека. Однако пока не находилось предела, который бы не был преодолен. И очень часто выход за пределы физиологических возможностей человека исследователи связывают с изучением и использованием измененных состояний сознания и активацией резервных способностей человека. Как пишет Л.П.Гримак: “Многие спортивные физиологи и психологи все чаще говорят о том, что современный спорт имеет дело с максимальными возможностями человека, которые близки к расчетным, теоретически допустимым. По нашему мнению, такие взгляды объясняются лишь тем, что проводимые расчеты включают лишь физические, “машинные” показатели человека и не учитывают тех высокопродуктивных свойств нервной системы и психики, которые и в дальнейшем будут способствовать появлению еще более высоких спортивных результатов”. Многие спортивные феномены связаны с возникновением измененных состояний сознания. Чарльз Гарфилд, президент американского центра "Исследований пиковых достижений" опросил более сотни известных спортсменов об их состоянии в моменты особо успешных выступлений. Он установил, что это состояние во многом идентично. Это пиковое состояние, близкое к трансовому, и оно характеризуется спокойствием, уверенностью, оптимизмом, сосредоточенностью на происходящем, высокой энергозаряженностью, необычайной четкостью восприятия, самоконтролем и максимальным использованием внутренних ресурсов. Исследователи – оптимисты обычно в качестве доказательства своих прогнозов обращают взоры на восток, поскольку в восточной культуре самосовершенствования всегда активно использовались измененные состояния сознания. Например, известный востоковед Ю.А.Рерих рассказывал, как он наблюдал в Гималаях искусство беговых йогов - "небесных скороходов", способных бежать в течение нескольких суток, не останавливаясь и не сбавляя темпа. Они могли по узким горным тропкам преодолеть за ночь 200 километров, придерживаясь скорости, равной мировому рекорду в часовом беге. К подобному темпу и подобной выносливости наши спортсмены еще и близко не подошли. Поэтому многие психологи склонны более оптимистично смотреть на будущее спорта, предполагая, что огромные перспективы смогут открыться перед тренерами и спортсменами, когда науке удастся раскрыть механизмы способностей восточных мастеров, которые пока называют сверхъестественными. Измененные состояния сознания применяются как в восточных оздоровительных системах, так и боевых. В сущности, почти все восточные системы самосовершенствования основаны на спонтанно возникающем состоянии транса. В ранней работе одного из соавторов этой статьи С.А. Рыбцова проанализированы психоделические техники, применяемые в восточных единоборствах. Он показал, что в качестве основного требования, необходимого, чтобы достигнуть успеха в занятиях, обычно называется требование - изменить состояние сознания, войти в транс . Как пишет йог Рамачарака, сопровождая свою "Науку о дыхании индийских йогов: "Упражнения, приводимые в этой главе, требуют соответствующих внутренних условий и определенного духовного состояния. Люди несерьезные по натуре, не обладающие чувством духовности и благоговения, лучше пусть оставят эти упражнения и не пробуют их, так как никаких результатов они не получат" . С одной стороны, йога требует от неофита предварительно достичь определенного трансового состояния, с другой стороны, подобно гипнозу, она дает ему доступ к этим самым измененным состояниям сознания. Одно время я занималась изучением системы хатха-йоги и как исследователь и как практик. Наблюдая, как новички овладевают асанами, и осваивая их сама, я очень быстро заметила следующий факт. Многие позы йоги генерируют трансовые состояния, особенно это относится к перевернытым асанам. Постояв 5 минут на голове и возвратившись в шавасану, редкий человек не перейдет в состояние легкого транса. Кстати этот феномен мы положили в основу одного нашего исследования. Мы использовали легкий гипнотический транс, чтобы облегчить освоение основных асан в хатха-йоге. Результаты были очень интересными. Гипнотически вызванный легкий транс позволяет значительно ускорить обучение йоге, благодаря тому, что в этом состоянии легче хранить равновесие в сложных стойках, увеличивается подвижность всех суставов, особенно позвоночника и облегчает вход в такие асаны, как перевернутая поза лука (известный "мостик"). Главное в использовании гипноза для овладевания йогой - это не переборщить. Ведь важнейшим условием достижения успеха в йоге является последовательность и постепенность, а не торопливость и скорость. Исходя из описанных в литературе феноменов, активируемых через измененные состояния, физические возможности человека довольно широки. Например, по отношению к температурному режиму. На одной шкале находятся болгарки, танцующие на раскаленных углях; на другой - тибетские йоги, способные морозной ночью, сидя возле проруби, теплом своего тела высушивать вымоченные в ледяной воде простыни. Восточные стили, благодаря использованию в них особых трансовых состояний, раскрывали у своих адептов резервные возможности организма, давая им почти сверхъестественные физические способности. Некоторые такие способности современная наука до сих не подтвердила (хотя, заметим, отвергнуть тоже не смогла) - например, способность йогов к левитации. Существование других способностей доказано, хотя и не объяснимо - способность йогов останавливать биение сердца, погружаясь в состояние близкое к клинической смерти на дни и недели. Третьи способности более или менее изучены и широко используются в восточных спортивных искусствах, даже тех, которые практикуют в Европе. Это состояния "стальной рубашки" и "стальной руки". "Стальная рубашка" - состояние, при котором человек становится нечувствительным к ударам вообще, ударам ножа (нож не может прорезать кожу), и даже (по утверждениям мастеров) к пуле. "Стальная рука" - состояние, в котором человек способен рукой разбивать твердые предметы. В своей предыдущей работе С.А.Рыбцов представил несколько способов получения таковых состояний, которые используются тренерами восточных единоборств и в наши дни: "Одна из известных техник ци-гун заключается в мысленном обхвате воображаемого дерева и его раскачивании. Этот способ позволяет быстро войти в транс и часто применяется для достижения таких сложных "чудес" ци-гун как "железная рубашка" и способности разбивать твердые предметы. Еще одна техника ци-гун связана со способностью окаменеть, превратиться в скалу, приобрести нечувствительность к ударам. Аналогию с такой техникой можно найти в современном гипнозе, она называется каталепсиия. К сожалению, не у всех каталепсия получается легко. Наиболее талантливыми к ней считаются люди с чувственным восприятием мира (кинестетики). Техника заключается в максимальном напряжении всех или группы мышц в течение нескольких минут, обычно после попытки расслабления у наиболее талантливых людей наступает окаменение мышц, нечувствительность тела и способность к сокрушительным ударам". Когда мы занялись изучением этих удивительных феноменов, была предложена гипотеза, что все эти невозможные для обычного человека (точнее в обычном состоянии) вещи легко достижимы в состоянии транса. Позже эту гипотеза подтвердилась. Поэтому разбивание твердых предметов рукой, хождение по углям, лежание на стеклах, отражение животом падающего ножа и другие тому подобные явления - мы назвали трансовыми способностями человека . Что значит трансовая способность? Если вернутся к нашей аналогии с колодцем ( человек что колодец, состоит из поверхности сознания и глубины - подсознания), то можно предположить, что некоторые свойства и качества человека лежат на поверхности... Что- бы их развить, необходимы сознательные упражнения... так человек обучается таблице умножения или грамоте, или развивает с помощью гантелей физическую силу. Другие качества принципиально недостижимы в обычном состоянии сознания ( именно это приводит к тому, что порой их объявляют несуществующими вообще), все упражнения и тренировки не дадут никакого эффекта, пока состояние сознания не будет изменено. Иными словами вход в некоторые наши способности лежит в глубине человека - колодца, в его подсознании. И развитие их возможно лишь после того, как достигнешь необходимой глубины погружения. Литература переполнена многочисленными ссылками на сверхъестественные возможности йогов, мастеров восточных единоборств и им подобных. Они и летают. И в землю их живыми закапывают. И на стеклах они лежат. И по углям пляшут. Что правда, а что нет? С этого мы когда – то начали свои эксперименты. |